Актуальные проблемы регулирования жилищно-коммунального комплекса

УДК 334.7; 365.6; 640

Актуальные проблемы регулирования жилищно-коммунального комплекса

©1Борисов С. В.,
2Новиков Л.В.,
3Ясакова И.Г.,
2014

1, 3Ассоциация «ОборонСтрой», г. Москва
2Академия ноосферного образования, г. Москва

В теории и практике управления жилищно-коммунального комплекса важно не

только предоставить российским гражданам жилищные услуги с высоким качеством, но и

обеспечить экономическую эффективность управляющих компаний. В работе исследуются

вопросы неэффективности существующей системы управления жилищно-коммунального

комплекса и предлагаются пути его совершенствования.

Жилищно-коммунальный комплекс, управляющие компании, тарифное

регулирование, социальная защита.

Housing and communal complex, management companies, tariff regulation, social support.

В современных условиях социально-экономического развития Российской

Федерации одной из главных является проблема совершенствования системы управления

народно-хозяйственным комплексом с конечной целью повышения общего уровня жизни

российских граждан, особое место в котором занимает жилищно-коммунальный комплекс.

Понятие «жилищно-коммунальный комплекс», получило широкое распространение

в России и в странах СНГ, вошло в научный и практический оборот. В советской экономике

жилищные и коммунальные услуги были в равной степени монополизированы и зачастую

оказывались в рамках одного многоотраслевого предприятия. Почти все годы ХХ столетия

власти уделяли большое внимание решению проблемы.

Реформирование российской сферы жилищных и коммунальных услуг на

протяжении последних 20-ти лет не принесло ощутимых положительных результатов. По

данным Минрегиона России, в настоящее время две трети россиян хотели бы улучшить

свои жилищные условия, около полутора миллионов ждут жилья в порядке выполнения

государством своих обязательств, еще около трех миллионов граждан стоят в очереди

десятилетиями (15-25 лет) на получение социального жилья. Каждая четвертая семья

проживает в жилье, находящемся в плохом или в очень плохом состоянии. Более 300 млн.

кв. метров (11% всего жилищного фонда) послевоенной постройки нуждается в

неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для

посемейного заселения; 250 млн. кв. метров (9%) - в реконструкции. Около 20% городского

жилищного фонда еще не благоустроено современными системами жизнеобеспечения, а в

малых городах каждый второй дом их вовсе не имеет. В неблагоустроенных квартирах

проживает более 40 млн. человек, а 5 млн. человек вынуждены жить в аварийных и ветхих

домах.

По данным экспертов, сегодня 80% россиян живут в домах высокой степени

изношенности, в которых не проводился капитальный ремонт по 15 - 40 лет. Объем ветхого

жилья превысил 100 млн. кв. метров и составляет 3,3% всего жилфонда. Из них 11,2

млн.кв.метров - полностью непригодны для проживания людей. А в таких условиях, тем не

менее, вынуждено жить около 200 тысяч российских семей. Более 10% всех домохозяйств

нуждаются в предоставлении социального жилья. Анализ качества и доступности услуг

ЖКХ, темпов развития отрасли за годы реформ показывает, что только с 2006 года, когда в

стране началась реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье -

гражданам России», наметилась едва заметная ежегодная динамика роста показателей

благоустройства жилищного фонда [3]. По общей площади жилья, приходящейся на одного

человека, рост составил 0,5% - 1,3%, ликвидации ветхого аварийного жилфонда - 0,1% -

0,3%, увеличение числа квартир - 1% - 2%, среднего размера одной квартиры - 1% - 2 %.

Удельный вес семей, стоящих на учете, снизился только на 1%. Тенденция улучшения

жилищных условий россиян столь незначительна, что говорить о каком-либо прогрессе,

существенных переменах в жилищно-коммунальной сфере России нет оснований. При

таких темпах достижение нормативного обеспечения населения жильем и коммунальными

услугами растянется в лучшем случае до конца текущего века там же.

Одним из важных направлений решения жилищной проблемы должно стать

переселение граждан из аварийного жилья и осуществление государственных обязательств

по капитальному ремонту жилищного фонда, который еще можно привести в порядок,

строительство социального жилья. А эти обязательства сегодня составляют около 10

триллионов рублей.

Основные фонды коммунальных предприятий ветшают (их износ превышает 60%).

Вследствие этого все чаще происходят отключения отопления и ограничения

предоставления других ЖКУ, снижается их качество и надежность. Износ основных фондов

ежегодно увеличивается на 5-7%. Теплоэнергетическое и другое инженерное оборудования

изношено на 57%, трубопроводные сети на 63%, а жилфонд - на 49%. Потери

электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов составляют 20-40%. К тому же слишком

энергозатратны многие оборудование и технологии, доставшиеся в наследство от советских

времен. Неплатежи в жилищно-коммунальном секторе негативно сказываются на

поставщиках энергоресурсов. Совсем недавно при годовом отпуске в ЖКХ тепловой и

электрической энергии на сумму около 150 млрд. руб., РАО «ЕЭС России» недополучал 25-

30 млрд. руб., имея при этом обязательства по уплате налогов со всей суммы отпущенной

энергии. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении ОАО «Газпром». В связи с тем,

что реформа ЖКХ не увязана с доходами основной массы населения, неплатежи населения

за коммунальные услуги приблизились к 100 млрд. рублей. В настоящее время около 65%

предприятий жилищно-коммунального хозяйства убыточны. Их долги достигли

астрономических величин, предел которых предсказать невозможно. Суммарная

кредиторская задолженность составляет около 550 млрд. руб., а суммарная дебиторская

задолженность - около 500 млрд. руб. Большинство предприятий отрасли уже не пытаются

выбраться из долговой ямы. Уровень заработной платы работников один из самых низких в

реальном секторе экономики. Это вызывает значительную текучесть кадров, острую

социальную напряженность в трудовых коллективах, локальные акции протеста

трудящихся. Базовая ставка рабочего первого разряда составляет 60-70% от прожиточного

минимума. Угрозу банкротства как работодатели, так и рабочие в основной своей массе

воспринимают с покорной обреченностью.

Действующая система тарифного регулирования и социальной защиты не

способствует доступности качественных и надежных услуг широким слоям населения. Она

делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в развитие

коммунальной инфраструктуры городов. В современных условиях возросло количество

аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах ЖКХ (до 200 тыс. в год), что сделало

жилищно-коммунальные услуги некачественными и небезопасными. Только в текущем

отопительном периоде произошло более тридцати крупных аварий, среди которых порывы

магистральных труб тепло- и водоснабжения большого диаметра в Санкт-Петербурге,

Москве, Московской области, Нижнем Новгороде, тувинском поселке Хову-Аксы, взрывы в

котельных и жилых домах (Бронницы, Раменского района, Московской области),

обрушения кровель (Новосибирск), возгорания электропроводки, нарушения в электро- и

газоснабжении ряда населенных пунктов и т.д. и т.п. При этом имелись человеческие

жертвы. В Республике Татарстан, Самарской области, Свердловской области из-за порывов

магистральных трубопроводов остались без теплоснабжения несколько сотен тысяч

граждан России [1].

За последние годы аварийность на объектах ЖКХ, а также количество техногенных

аварий с тяжелыми последствиями удвоилась, возросло в 2-3 раза время ликвидации

аварий. Это значит, что снизилась не только надежность, но и устойчивость работы систем

жизнеобеспечения. При этом услуг жизнеобеспечения лишаются миллионы россиян. Как

видим, риски остаться зимой без тепла, воды или света для значительной части населения

весьма высоки. Аварийность на объектах ЖКХ уже рассматривается как угроза

национальной безопасности страны.

Основными причинами аварийности в системах жизнеобеспечения являются:

- высокая степень износа (исчерпан ресурс) оборудования;

- недостатки эксплуатации и ошибки персонала;

- дефекты, допущенные при его ремонте;

- неисправность или отключение приборов безопасности и предохранительных

устройств;

- нарушения водно-химического режима;

- использование непроектных видов топлива.

Наиболее рациональным режимом работы отрасли в условиях дефицита ресурсов

является недопущение перехода за критическую точку, для чего, как минимум, ежегодно

необходимо менять или ремонтировать 8 - 10% сетей. В противном случае для возвращения

параметров надежности системы потребуются вложения средств, находящиеся примерно в

квадратной зависимости от недоремонта и упущенного срока. Необходима

соответствующая подготовка и переподготовка кадров, повышение их квалификации.

Данные о резком нарастании уровня аварийности за последние годы (в теплоснабжении до

250 аварий на 100 км сети, в водоснабжении до 70 на 100 км сети), а также об имеющемся

износе основных фондов свидетельствуют о том, что критическая точка уже пройдена.

Для проведения этих работ, а также строительства и модернизации котельных,

насосных станций, центральных тепловых пунктов, гидротехнических сооружений в

оптимальных ценах текущего года требуется 4 трлн. рублей. По оценкам экспертов,

оптимальный объем финансовых средств, необходимых для нормативного обеспечения

граждан услугами ЖКХ, настоящего осуществления реформы и модернизации отрасли

составляет 13-15 трлн. рублей. Прохождение отопительного периода в концентрированном

виде показывает, что производственный потенциал отрасли резко снижается. Об этом также

свидетельствуют энергозатратные и отсталые технологии, некачественные услуги и

высокие тарифы, крайняя степень изношенности жилищного фонда и коммунальной

инфраструктуры, дефицит финансовых средств и массовое банкротство предприятий.

Усугубляют ситуацию небезопасные условия и организация труда, а также многочисленные

аварии и техногенные катастрофы на объектах ЖКХ, которые зачастую сопровождаются

человеческими жертвами, разрушениями, отключениями систем жизнеобеспечения

населения страны. Дальнейшее пребывание отрасли в таком состоянии может привести к

ограничению и резкому падению качества предоставляемых жилищно-коммунальных

услуг, невыполнению планов национального проекта «Доступное и комфортное жилье -

гражданам России», небезопасности людей в быту и на объектах ЖКХ, потере

устойчивости, надежности функционирования систем жизнеобеспечения, усилению

протестных действий населения, повышению социального напряжения в обществе[3]. Все

это требует смены парадигмы реформы, и принятия новых неотложных мер по

реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса страны, поиску

новых эффективных механизмов финансового оздоровления предприятий и привлечению в

отрасль огромных финансовых средств. Ставка на частный бизнес, государственно-частное

партнерство, зарубежные инвестиции не оправдала себя. Как показывает практика, на

современном этапе необходимо сочетание существенной государственной финансовой

поддержки, совершенствование кредитной политики в отношении предприятий ЖКХ,

привлечения внебюджетных средств регионов, органов местного самоуправления, средств

частного бизнеса и, в последнюю очередь, населения.

Такие подходы продиктованы жизнью, обусловлены особенностью

трансформационного периода развития российской экономики и общества. По этому

поводу В.В.Путин сказал: «У нас по сути переходная экономика, политическая система еще

в состоянии становления. Политическая задача Генпрокуратуры, борьба с коррупцией и не

только»[2]. Решение столь грандиозной задачи под силу только государству с активным

гражданским обществом. Тем более, что наше государство согласно Конституции является

социальным. А ведь оно еще не выполнило свои обязательства по капитальному ремонту

жилищного фонда, предусмотренного законом, передавая его в собственность граждан, как

правило, в ветхом состоянии, возлагая на них бремя ответственности за надлежащее

содержание того, что зачастую уже не подлежит восстановлению. Однако современная

финансово-бюджетная политика государства, реалии сегодняшнего дня показывают, что

ожидать существенных перемен в финансовой поддержке реформы ЖКХ не приходится.

В официальных документах Минфина России отмечается, что в основу бюджетной

политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические

цели развития нашей страны, и они были сформулированные в указах Президента

Российской Федерации [7]. Предусмотрены меры по обеспечению граждан Российской

Федерации доступным и комфортным жильем, а так же меры по повышению качества

жилищно-коммунальных услуг [3]. Разработаны стратегические концепции долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6].

Данные о резком нарастании уровня аварийности за последние годы, а также об

имеющемся износе основных фондов свидетельствуют о том, что критическая точка уже

пройдена. Положения Указов Президента Российской Федерации, направленные на

решение неотложных проблем экономического и социального развития страны, должны

рассматриваться как определение приоритетных направлений политики, а вытекающие при

их реализации расходные обязательства не должны создавать угрозу устойчивости

бюджетной системы. Это означает, что для финансового обеспечения обозначенных в

Указах приоритетов необходимо пересмотреть и отказаться от не приоритетных расходных

обязательств[3,4,5,6,7].

Расходов нового федерального и консолидированного бюджетов на обеспечение

граждан доступным и комфортным жильем показал, что перемен ни на среднесрочную

перспективу, ни на долгосрочную не будет. Как всегда, жилищная и коммунальная сфера

будет финансироваться по остаточному принципу. Необходимо обратить внимание, что

бюджет 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов, складывается из расходов

федерального бюджета по 5 разделу классификации расходов «Жилищно-коммунальное

хозяйство» в 2013 году и предусмотрены в объеме 157,3 млрд. руб. со снижением к 2015

году до 114,2 млрд. руб., что составит 0,8% расходов федерального бюджета [4]. При этом

распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по данному разделу

характеризуются:

- Жилищное хозяйство - 2012 год - 103,7 млрд.руб.; 2013 - 82,4 (79% к предыдущему

году); 2014 - 51,6 (62%); 2015 - 58,7 (113% к предыдущему году).

- Коммунальное хозяйство - 2012 год - 28,7 млрд. руб.; 2013 - 23,5 (82% к

предыдущему году); 2014 год - 10,3 (43,8%); 2015 год - 9,8 (95% к предыдущему году).

- Благоустройство - 2012 - 0,5 млрд. руб, 2013- 0,1 млрд. руб. (27,4% к предыдущему

году), а на последующие годы финансирование вовсе не предусмотрено.

- Расходы консолидированного бюджета по этому разделу составят в 2013 году -

1378,2 млрд. руб (2,1% от ВВП), а в 2015 году - 1538,3 млрд. руб (1,9% ВВП).

Доля ЖКХ в общих расходах за период 2008-2015 годов федерального бюджета в

среднем составляет от 0,7% до 1,7%, а в консолидированном бюджете субъектов России за

этот же период в среднем от 12,0% до 13,7%.

В совокупности по новому бюджету ФЦП «Жилище» планируется

профинансировать следующим образом: 2013 год - 41,9 млрд. руб. (79,6% к предыдущему

году); 2014 год - 40,9 млрд. руб. (97,6%); 2015 год- 41,1 млрд. руб., также недостаточно, как

и в предыдущем году[8,9].

Другие жилищные программы будут профинансированы в 2013 году - на 175,9

млрд.руб. (80%); 2014 году - 122,6 млрд. руб. (69%); 2015 году - 37,5 млрд.руб. (23% к

предыдущему году). Едва заметная тенденция на увеличение средств для финансирования

мер государственной жилищной политики подтверждает устоявшийся застойный,

стагнирующий подход - финансирование отрасли по «остаточному принципу».

В современных социально-экономических условиях развития Российской

Федерации, которые характеризуются недостаточно развитыми рыночными отношениями,

слабостью конкуренции, дефицитом финансовых средств, решение проблем отрасли

требует определения новых приоритетных базовых направлений ее реформирования и

новых приоритетных организационно-экономических механизмов их реализации, так как

сегодня объять необъятное невозможно. Весьма символично, что одним из первых актов,

избранного в 2012 году Президента Российской Федерации, стал указ, посвященный

обеспечению граждан доступным, комфортным жильем и качественными услугами [3].

Глава государства и ранее уделял внимание этим вопросам. По его инициативе был

принят национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»,

заработали жилищные федеральные целевые программы, Фонд содействия

реформированию ЖКХ, осуществлялись другие мероприятия. К сожалению, в названном

указе не конкретизируются приоритетные мероприятия как в части обеспечения населения

доступным жильем и доступными жилищно-коммунальными услугами, так и в части

модернизации действующих систем жизнеобеспечения населения. В конце 2012 года

распоряжением Правительства Российской Федерации была принята стратегически важная

Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и

коммунальными услугами граждан Российской Федерации. В программе одними из

основных целей и приоритетных направлений реформирования жилищно-коммунальной

сферы определены: создание рыночных конкурентных отношений, развитие частно-

государственного партнерства, концессионных соглашений, перевод льгот и субсидий по

оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот), реализация

мер по повышению энергоэффективности. Эти приоритеты провозглашаются на

протяжении всего периода реформирования отрасли [3].

Проведенный анализ специфики управленческих и экономических отношений в

жилищно-коммунальном комплексе на муниципальном уровне можно выделить следующие

проблемы, которые сдерживают развитие отрасли:

- сохраняются нерыночные принципы функционирования;

- сохраняется «затратность» и высокий процент потерь энергии и ресурсов в

процессе производства и оказания услуг;

- отсутствует прозрачность формирования тарифов;

- низкая информированность населения в процедурах затрат;

- в отрасли остается низкая инвестиционная привлекательность;

- нарастают объемы задолженности населения за услуги ЖКХ;

- сохраняется на достаточно высоком уровне процент изношенности коммунальной

фондов;

- отсутствует инициативность, как со стороны собственников, так и со стороны

местных властей;

- продолжает оставаться иждивенческая позиция большинства населения;

- несмотря на упрощение порядка взыскания долгов, он остается крайне

усложненным.

В жилищно-коммунальном комплексе в многочисленных программах

реформирования явное предпочтение оказывается не стратегическим, а текущим задачам.

Это касается практически всех направлений, реализуемых сегодня на местах. Поэтому

необходимо внедрить системный подход к управлению коммунальным комплексом. В

частности необходимо продолжить совершенствование системы управления в отрасли в

части организации системы учета, планирования и контроля. Таким образом, для решения

проблем регулирования деятельности ЖКХ необходим комплексный подход их решения, а

так же постоянные совместные усилия государства, органов местного самоуправления,

бизнеса и населения.

Список литературы:

1. По данным Министерства Регионального развития Электронный ресурс Режим

доступа URL: http://www.minregion.ru

2. Владимир Путин // Российская газета. - 2013. - 6 марта

3. Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и

коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Распоряжение Правительства

РФ от 30.11.2012 № 2227-р: офиц. Издание. // Собр. Законодательства РФ. - 2012. - № 50 (ч.

6). - Ст. 7079.

4. Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и

на плановый период 2014 и 2015 годов» : офиц. издание // Собр. Законодательства РФ. -

2012. - № 50 (ч. 1 - 4). - Ст. 6939.

5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации

государственной социальной политики» : офиц. издание // Собр. Законодательства РФ. -

2012. - № 19. - Ст. 2334.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2020 года» : офиц. издание // Собр. Законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст.

5489.

7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О

бюджетной политике в 2013 - 2015 годах»: офиц. текст Электронный ресурс: Документ

опубликован не был. // Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант плюс».

8. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 "О федеральной целевой

программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы".

9. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2011 г. № 575 "О внесении изменений

в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы".

Summary

In the theory and practice of management of housing and communal complex is important not

only to provide Russian citizens housing services with high quality, but also to ensure the

economic efficiency of management companies. The work explores issues of inefficiency of the

existing system of management of housing and communal complex and the ways of its

improvement.