Исторические и современные аспекты развития и становления саморегулируемых организаций в России

УДК 334.7; 365.6; 640

Исторические и современные аспекты развития и становления саморегулируемых организаций в России

©1 Борисов С. В.,
2 Новиков Л.В.,
3 Ясакова И.Г.,
2014

Ассоциация «ОборонСтрой», г. Москва
Академия ноосферного образования, г. Москва

Современные проблемы саморегулируемых организаций имеют корни, уходящие в

далекое прошлое. В работе исследована история зарождения саморегулируемых

организаций, и на основе выводов предложены пути совершенствования

саморегулируемых организаций в Российской Федерации.

Саморегулируемые организации, профессиональная деятельность, жилищно-

коммунальные услуги.

Self-regulatory organization, professional work, housing and communal services.

Сегодня много говорят и пишут об управлении саморегулируемых организаций

(СРО) и путях их совершенствования. Изучая систему СРО, стоит заглянуть в историю ее

образования и становления. Первыми СРО можно назвать средневековые

западноевропейские цеха, в которые объединялись представители одной профессии и при

этом разрабатывались основные правила профессиональной деятельности, а также

вводилась система регуляции и надзора по выполнению этих правил. Это позволяло

цеховой организации поддерживать свою репутацию и при необходимости защищать

своих членов. За прошедшие века основные функции таких организаций практически не

изменились, разве что они перешли на более высокий уровень. Классической

саморегулируемой профессией можно считать профессию врача, для которого основным

сводом правил поведения является клятва Гиппократа. Явные признаки самоуправления

прослеживаются в адвокатуре, правовых институтах, а также нотариате.

Участники рыночной сферы устанавливали принципы регулирования без

привлечения государства и власти. Аналогично ремесленным цехам представители

торговли разработали для себя общие стандарты деятельности. Считается, что на Руси

самоуправление активно развивалось уже 14 веков назад, особенно ярко это было

выражено в древнем Новгороде. И в историческом ракурсе заметно, что свою регуляцию

участники рынка выстраивали без вмешательства государства, власти, институтов прав

потребителей[3].

Возвращаясь к истории, можно отметить, что большой опыт в организации СРО во

многих областях был накоплен и активно развивался уже в царской России. Подобие

современного ЖКХ в XVII в. существовало разве что в царских дворцах. Был там,

например, собственный водопровод, проведенный в 1601 г. В царском хозяйстве имелся

свой штат истопников, водовозов и прочей прислуги, обслуживавших бытовые нужды,

имелся и у бояр и других вельмож. Простые же москвичи должны были рассчитывать на

самих себя. Городское хозяйство с них больше спрашивало, чем давало. Для поддержания

в городе чистоты обыватели должны были содержать на свои средства извозчиков с

лошадьми и телегами. Раз в шесть лет с москвичей собирали «мостовые деньги» на

ремонт бревенчатого покрытия на главных улицах. Этот ремонт часто ложился на плечи

самих окрестных жителей или нанятых на их средства мастеров.

Постепенно быт москвичей медленно, но улучшался. В течение XVI в.

большинство горожан перешло с курного отопления своих жилищ на печи с трубами.

Строились более глубокие колодцы, все больше появляться каменных домов. При Петре I

в городской жизни стало больше строгости. Надзирал за порядком московский обер-

полицмейстер, руководствовавшийся составленной царем-реформатором

соответствующей «Инструкцией». Петр стремился постепенно перевести Москву на

регулярное планирование, он распорядился строить в Китай-городе только каменные

дома, а в Белом и Земляном - только деревянные, но все строения крыть черепицей.

Окончательно запрещались в городе «черные избы» с курным отоплением, разрешались

лишь печи на фундаменте и с трубами, которые следовало регулярно чистить. У дворов,

стоявших у рек, было предписано создавать набережные. 9 апреля 1699 года был издан

первый Указ о соблюдении чистоты. Указ Петра I «О наблюдении чистоты в Москве и о

наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки» запрещал

жителям столицы выбрасывать на улицы мусор, обязывал следить за чистотой дворов и

мостовых, а все отходы вывозить за пределы города и засыпать землей [5].

При Екатерине II, когда в Москве уже стало не хватать чистой воды, было

положено начало сооружению первого водопровода из Мытищ, москвичи получили

возможность брать воду из специальных бассейнов или пользоваться услугами водовозов.

В 1858 г. было разрешено подключение к водопроводу учреждений, предприятий и

частных лиц, но только в самом конце XIX века, вода была действительно проведена в

дома москвичей, тогда же появилась и городская канализация. К тому времени в Москве

уже полным ходом шло строительство многоквартирных домов, в них зажигались по

вечерам керосиновые лампы, на улицах - газовые фонари, грохотали первые трамваи.

Практическое решение жилищной проблемы в России связано с созданием

«Общества для улучшения в Петербурге помещений для рабочего и нуждающегося

населения» и «Товарищества борьбы с жилищной нуждой». В дореволюционной Москве

основная часть строительства дешевых жилищ была сосредоточена в ведомстве

императорского Человеколюбивого общества. Основным содержанием деятельности

вышеназванных структур являлось формирование строительными обществами капитала,

который затем использовался на приобретение земельных участков и постройку дешевых

жилищ. Следует отметить, что строительные общества не приобрели в России такого

распространения, как в Европе, но они существенным образом повлияли не только на

состояние жилищного строительства в стране, но и на разработку принципов здорового

жилища.

В советском государстве был осуществлен переход к новой экономической

политике (НЭПу) в начале 20-х годов, суть которого заключалась в частичном возврате к

рыночным механизмам, допущении различных хозяйственных укладов в городе и на селе,

а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой

российской валюты (червонца). Было создано управление коммунального хозяйства,

которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных

объектов в городах. Допускались различные формы собственности на жилье и

коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование жилищно-

коммунальными услугами.

В 1926 - 1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной

системы оплаты на жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно

прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и

потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых помещений, а также уровень

дохода жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и

жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего

государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное

сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и

жилищную сферу.

Значимые вопросы развития и содержания систем жилищной сферы решались в

Москве или столицах союзных республик. Это касалось как вопросов выделения средств

на строительство зданий или системы очистных вооружений, так и вопросов проведения

капитального ремонта жилого дома или асфальтирования участка городской улицы.

Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое

значение и не отражали сути экономических процессов в данной сфере. Финансирование

организаций жилищного хозяйства осуществлялось преимущественно в виде бюджетных

дотаций. В то же время советская система остро нуждалась в крупных промышленных

центрах городского типа, и потому уже в 30-е годы города получают определенное

развитие и тенденция урбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять

стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от

общей численности населения страны. Получило определенное развитие и жилищно-

коммунальное хозяйство, но это развитие касалось, прежде всего, крупных столичных

городов.

Период 40-х годов характеризовался громадными разрушениями во время

Отечественной войны 1941-1945 гг. и восстановлением разрушенного хозяйства, в том

числе жилфонда и коммунальных объектов, в 1946-1950 гг. Уровень жилищно-

коммунального и бытового обслуживания населения оставался низким, а обеспеченность

жильем составила в 1950 г. всего лишь 7 кв.м. общей площади на душу населения, что

соответствовало уровню жилищной обеспеченности в 1917г. и явно не отвечало

потребностям горожан.

В 50-е годы начался самый длительный и достаточно последовательный этап

развития жилищной сферы и коммунальных систем в советское время, который по

неумолимой логике истории оказался завершающим этапом функционирования

советского государства.

Наиболее характерной чертой в данной области была тенденция урбанизации,

которая с некоторыми естественными колебаниями сохранилась вплоть до начала 90-х

годов, когда бурные процессы перестройки затормозили урбанистические процессы. Так,

если в 1859 г. удельный вес численности городского населения в общей численности

страны составил 5,7%, в 1897 г. - 13, в 1940 г. - 33, то в 1990 г. - 66%, т.е. две трети

населения страны стало проживать в городах, а городской образ жизни стал

преобладающим. Уже в первой половине 50-х годов было начато строительство

добротных зданий, которые возводились в первую очередь в Москве, Ленинграде и

столицах союзных республик. Но в целом по стране объемы вводимого жилья были

незначительны и не решали жилищную проблему, которая заметно обострилась в

середине 50-х годов, когда жители сельской местности, получив право выбирать себе

место жительства, ринулись в крупные города.

После принятия в 1957 г. Постановления ЦК КПСС о переходе к типовому

проектированию и строительству в стране начался строительный бум. Возникали новые

города, расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства.

Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения,

предусматривающая производство строительных деталей и конструкций в заводских

условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке. Указанная

технология и громадный объем привлеченных ресурсов позволили существенно нарастить

объемы строительного производства и довести среднюю обеспеченность жильем в

городах страны до 10 кв.м. в 1966г. и до 15,5 кв.м. в 1980 г.[4].

Начиная с 90-х годов основы саморегулирования применялись в управлении

деятельности профессиональных членов рынка ценных бумаг и профессиональных

таксаторов. С этого момента, саморегулирование в России стало широко известным почти

во всех только появившихся сферах социальной жизни. Можно сказать, что

саморегулирование является основной производственной единицей, которая связывает

трудящихся единой профессии, то есть иными словами, саморегулирование - это

профессиональный союз. В традиции каждого цеха входят определенные

профессиональные познания, навыки, мастерство и выполнение определенных правил,

требующиеся от трудящихся. Цех выполняет функцию защиты прав своих работников

перед другими личностями. СРО свойственны такие же функции, которыми обладает цех.

В указе Федеральной комиссии ценных бумаг и рынка акционерного капитала от

03 июля 1995 года, где было ратифицировано положение о ведении таблицы обладателей

личных ценных бумаг, был упомянут термин "саморегулируемые организации"[6]. Тем

самым было укреплено законное положение саморегулируемой организации.

Добровольные неторговые предприятия, образованные профессиональными членами

биржи ценных бумаг и работающие согласно законам Российской Федерации о ценных

бумагах назывались саморегулируемыми организациями. В начале понятие

«саморегулируемая организация» применялось к рынку акционерных капиталов.

Саморегулируемые организации формировались специалистами рынка ценных бумаг и

учреждениями, осуществляющими эмиссию. Руководители саморегулируемых

организаций создавали нормы деятельности по ведению реестров, отправляли в

Федеральную комиссию запросы о предоставлении разрешений на право реализовывать

профессиональную деятельность участниками организации.

В Российской Федерации усовершенствование деятельности саморегулируемых

организаций основывалось на двух этапах. С 1995 по 1998 год период первого этапа -

укрепление понятия «саморегулируемая организация». В этот период законный статус

саморегулируемой организации был установлен во всех нормативных актах, учитывая

только рынок ценных бумаг. Начиная с 1998 года настал второй этап, вершиной которого

оказался 2002 год. На втором этапе осуществлялось образование саморегулируемых

организаций в разных областях предпринимательской деятельности, участие в которых

обязывало некоторые индивидуальные группы предпринимателей[7].

В полной мере модель саморегулируемой организации в Российской Федерации

реализуется пока лишь в двух разновидностях профессиональной деятельности - это

деятельность управляющего арбитражом и оценочная деятельности - именно в этих

областях уже на протяжении нескольких лет имеет место непременное участие в

саморегулируемой организации вместо лицензирования. С 1 января 2010 года

обязательное членство было введено среди представителей российского аудита, а также в

строительной сфере деятельности. Вместо лицензии, которую раньше выдавал чиновник,

допуск на строительные работы предоставляют сейчас СРО своим членам, в системе

саморегуляции которой предусматривается материальная ответственность посредством

образования компенсационного фонда и страхования, где в качестве контролера за этой

деятельностью выступает сама организация саморегулирования, а государству остается

только надзирать за СРО, а не за конкретно взятым субъектом той или иной деятельности.

Самыми перспективными для саморегуляции области бизнеса в Российской Федерации на

сегодняшний день считается деятельность в области кадастра, бухгалтерского учета и

туризма. При этом бизнес-общество уже выступает за то, чтобы СРО вводили в сельское

хозяйство, транспорт, связь, рыболовство, страхование и даже оптовую и розничную

торговлю. Во многих автономных округах России предприятия, принадлежащие к самым

разным сферам бизнеса и их сообщества и союзы уже постепенно примеряют себя к роли

саморегулируемой организации, занимаются разработкой проектов нормативов и правил

саморегулирования. И теперь они ожидают основополагающего шага от исполнительной

ветви власти, который даст им возможность в реальности обрести в порядке,

установленном законом, статус СРО.

Можно сделать вывод, что по большому счету СРО - это самостоятельное

регулирование членами экономического сектора определенных рынков с минимальным

вмешательством власти. При этом устанавливаются четкие внутренние правила для

участников рынка. С одной стороны, такой принцип ограничивает свободу, а с другой,

открывает широкий простор для деятельности в правовом пространстве государства.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (с

изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых

организациях" (с изменениями и дополнениями).

3. Информационные сайты Интернет

4. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1957г. N931

"О развитии жилищного строительства в СССР".

5. Указ Петра I «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору

и всякого помету на улицы и переулки», 9 апреля 1699 г.

6. Указ Президента РФ от 03.07.1995 № 662 (ред. от 16.10.2010) "О мерах по

формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению

прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке

Российской Федерации".

7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г.№ 131-ФЗ "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Summary

Modern problems of self-regulatory organizations have roots in the distant past. The work examines the history of the origin of self-regulatory organizations, and based on the findings of the proposed ways to improve self-regulatory organizations in the Russian Federation.