Система регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Российской Федерации

УДК 334.7; 365.6; 640

Система регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Российской Федерации

©1Борисов С. В.,
2 Новиков Л.В.,
3 Ясакова И.Г., 2014

1 Ассоциация «ОборонСтрой», г. Москва
2 Академия Ноосферного образования, г. Москва

Тарифная система в жилищно-коммунальном комплексе оказывает существенное
влияние на работу всей отрасли коммунальных и жилищных услуг. В работе исследованы
вопросы тарифного регулирования и предложены пути его совершенствования.

Жилищно-коммунальное хозяйство, тарифное регулирование, коммунальные услуги.

Housing and communal services, tariff regulation, utilities.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из важнейших секторов

экономики любого государства. Услуги, предоставляемые ЖКХ, обеспечивают существование

каждой семьи и отдельно взятого человека. Стоимость и качество этих услуг — взаимосвязанные

показатели, определяющие повседневную жизнь человека и составляют около 40% семейных

расходов.

Рынок ЖКУ относится к сложным системам и характеризуется наличием большего числа

неоднородных элементов и связей между ними. На рынке покупательских услуг представлены

собственники более 57 млн. квартир. Поэтому важнейший элемент рынка ЖКУ – это

многоквартирные дома.

Одним из первых документов периода начала либерализации цен о ценообразовании в

жилищно-коммунальном хозяйстве было Постановление Совета Министров Российской

Федерации «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке

предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг».

Согласно этому документу местные администрации получили полномочия утверждать тарифы на

жилищно-коммунальные услуги. В нем же им поручалось разработать методику определения

экономически обоснованных ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги[1].

В 1996г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации «Об упорядочении

системы оплаты жилья и коммунальных услуг». В нем определен срок (2003 год) полного

покрытия населением затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. В

данном документе не поднимается вопрос построения системы регулирования тарифов на ЖКУ

на муниципальном уровне[2]. Не касается их и новое Постановление Правительства Российской

1

Федерации «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по

социальной защите населения» [3].

Важнейшим документом, определившим направления реформирования ЖКХ, является

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. Согласно Концепции «снижение

издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества

предоставляемых услуг» является одной из целей реформы.

Концепция не определяет построение системы управления подотраслями ЖКХ, в которых

доминируют естественные монополии. Концепция фактически не решает вопросов построения

системы регулирования тарифов, ставя своей целью в этой области повышению уровня платежей

населения за предоставляемые им жилищно-коммунальные услуги.

В Постановлении Правительства Российской Федерации «О подпрограмме «Реформирование

и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной

целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» была сформулирована задача формирования

на муниципальном уровне системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Впервые было заявлено о необходимости разработки процедур регулирования тарифов на

муниципальном уровне, увязки регулирования тарифов на муниципальном и региональном

уровнях, соответствия структуры тарифа системе договорных отношений в ЖКК и т.д[4].

Согласно действующему законодательству в рамках тарифного регулирования на различных

уровнях управления осуществляются:

1) на федеральном уровне:

- утверждение федеральных стандартов стоимости ЖКУ;

- установление прожиточного минимума и социальных стандартов потребления в составе

минимальной потребительской корзины;

- установление тарифов на электрическую энергию и газ, отпускаемых на оптовый рынок

всеми его субъектами;

- установление лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов организациями,

финансируемыми за счет средств федерального бюджета;

2) на уровне субъектов Российской Федерации:

- регулирование тарифов на электроэнергию, газ и тепло, получаемых с оптовых рынков от

предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК), для всех групп потребителей;

- установление региональных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию,

производимую предприятиями "большой энергетики", находящимися в регионе;

- установление тарифов на электрическую й тепловую энергию, а также услуги

водоснабжения и водоотведения для предприятий немуниципальной формы собственности,

производящих эти товары и услуги с целью продажи;

- осуществление контроля над выполнением нормативно-правовых актов органами местного

самоуправления;

3) на муниципальном уровне:

2

- регулирование цен и тарифов для муниципальных предприятий на воду, тепло и

жилищные услуги;

- установление нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;

Основным нормативным правовым актом, закрепляющим за муниципальными

образованиями право регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, является

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации». Он определяет, что организация, содержание и развитие муниципальных систем

энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации, осуществляют органы местного

самоуправления. Они же определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий,

учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют

регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и

увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты

об их деятельности[5].

Аналогично это зафиксировано в Постановлении Правительства Российской Федерации «О

совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите

населения». Оно определило, что органы местного самоуправления устанавливают «ставки и

тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом

реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы

тарифов на товары, работы и услуги учитываемых в их оплате необоснованных затрат. Принятию

решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна

предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности

тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг»[3].

В отрасли действуют четыре методических документов о ценообразовании на ЖКУ:

«Методика по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг жилищно-

коммунального хозяйства»;

«Пособие по формированию экономически обоснованных тарифов на услуги жилищно-

коммунального хозяйства»;

«Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение

стоков»;

«Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на тепло и теплоноситель».

В них расчет тарифов сводится к расчету себестоимости ЖКУ, и не раскрываются вопросы

регулирования тарифов на муниципальном уровне.

Расчет тарифа происходит по затратному принципу «издержки плюс рентабельность», в

соответствии с которым определяют значения тарифов по группам потребителей. Затратный

принцип формирования тарифов, никоим образом не стимулирует коммунальные предприятия

снижать себестоимость.

3

Кроме того, жесткая привязка прибыли к себестоимости устанавливает жесткие финансовые

границы по реализации инвестиционных проектов, по воспроизводству и модернизации основных

фондов.

Законодательство формулирует два принципа, по которым предприятие относят к тому или

иному уровню регулирования: вид деятельности предприятия и форма его собственности.

В Законе «Об основах федеральной жилищной политики» оплата жилья и коммунальных

услуг по договору найма устанавливалась в размере, обеспечивающем возмещение издержек на

содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Переход на эту систему оплаты

жилья и коммунальных услуг с целью возмещения потребителями реальной стоимости

оказываемых жилищно-коммунальных услуг был намечен с введением адресной помощи семьям

в зависимости от их доходов[6].

Правительством Российской Федерации в Постановлении № 935 «О переходе на новую

систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций

(субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» были утверждены сроки поэтапного

перехода[6 п.1].

В дополнение к данному постановлению Совет Министров Российской Федерации

предоставил органам исполнительной власти и субъектов Российской Федерации право

устанавливать уровень платежей граждан за содержание и ремонт жилья и коммунальных услуги

в процентах к затратам по годам для каждого региона (города) в зависимости от складывающейся

финансовой ситуации и возможностей предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на

оплату жилья и коммунальных услуг за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в 1998 году был бы обеспечен уровень платежей граждан в размере 100%.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнении в Закон Российской Федерации

"Об основах федеральной жилищной политики» изменил установленный первоначально срок на

2003 год.

Постановление Правительства РФ № 707 рекомендовали органам исполнительной власти

субъектов Российской Федерации устанавливать уровень платежей граждан за содержание и

ремонт жилья и коммунальные услуги в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и

коммунальные услуги по годам переходного периода по представлению органов местного

самоуправления и в зависимости от складывающейся финансовой ситуации. Это постановление

предоставило органам местного самоуправления право утверждать ставки и тарифы на ЖКУ и

определило, что тарифы, установленные органами исполнительной власти субъектом Российской

Федерации, могут использоваться лишь для межбюджетных отношений «регион —

муниципалитеты»[2].

В 1999 году после внесения очередных изменений Закон РФ «Об основах федеральной

жилищной политики» переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг должен

был осуществляться поэтапно до 2008 года.

4

Одновременно государство взяло обязательство компенсировать, часть затрат региональных

бюджетов на покрытие убытков управляющих жилищных, жилищно-эксплуатационных,

ремонтно-строительных, коммунальных и специализированных организаций, которые по

существу являются следствием государственного регулирования цен на ЖКУ.

В Постановлении Правительства РФ № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и

коммунальных уcлуг и мерах по социальной защите населения» органам местного

самоуправления предоставляется право «в течение переходного периода устанавливать размер

максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных

услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан предоставляемые жилищно-

коммунальные услуги». Было рекомендовано делать это в пределах федерального стандарта

максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ. Соответственно

реальные сроки перехода к 100% оплате ЖКУ стали устанавливаться органам местного

самоуправления[3].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 935 нормативы потребления

жилищно-коммунальных услуг, ставок и тарифов на жилищные и коммунальные услуги

утверждаются местной администрацией[1].

В 1995г. указом Президента РФ Правительству РФ было предписано определять и

утверждать перечни товаров, работ и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат

государственному регулированию Правительство РФ включило в требуемый перечень «оплату

населением жилья и коммунальных услуг» и «услуги систем водоснабжения и канализации».

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 935 «О переходе на новую систему

оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций

(субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг».

2. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 707 «Об упорядочении системы

оплаты жилья и коммунальных услуг».

3. Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 «О совершенствовании

системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».

4. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме

"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации"

федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (утратило силу).

5. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в

российской федерации" (закон о МСУ) от 06.10.2003 № 131-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

(действующая редакция от 03.02.2015).

6. Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с

изменениями и дополнениями) (утратил силу).

Summary
The tariff system in the housing complex has a significant impact on the entire industry and housing and communal services. The work examines the issues of tariff regulation and the ways of its improvement.